«Смотри, смотри! Господь мне воздал десятикратно!» – новый плюшевый мышонок был в 10 раз больше
Напрасно думать, что Господь проявляется только в великом и важном. Бог с нами и в малом, в повседневных заботах нашей жизни. Можно сказать, что для Него нет великого и малого, для Него важно то, что волнует человека. И поэтому я позволю себе привести маленькую курьезную историю, которую поведал мой друг и прихожанин В.
"В нашей семье сложилась традиция — 19 декабря, в праздник святителя Николая, дарить подарки незнакомым людям. Ну и раздавать нуждающимся вещи, которые нам по какой-то причине не нужны.
Дочке было лет пять, когда она изъявила желание принять участие в этом семейном обычае. Мы ей объяснили, что ее личная собственность — это игрушки. Ими она может распоряжаться по своему усмотрению. Гостей у нас в доме бывает много, и, зная, что у нас маленький ребенок, люди часто приносят в подарок игрушку. Так что скопилось их немало. Некоторых даже по два экземпляра.
Люся полдня возилась в своей комнате и набрала большую коробку игрушек, с которыми она готова расстаться. Мы объяснили, что выбирать надо только хорошие игрушки — не те, которым на помойку пора. Но что при этом не должно быть сожаления — дарить надо с радостью, а не с мыслью, что у тебя что-то отнимают.
Проверили все, что она собрала, — в основном это были пупсы и пластмассовые игрушки, которые ее почему-то не заинтересовали. Некоторые даже в упаковке. Но вот Люся осмотрела всю эту груду, и что-то ей не понравилось. Ей вдруг показалось, что это все «плохие игрушки» — ей-то они не нравятся! А вдруг другим детям тоже не понравятся? И она решила добавить других — «хороших», которые нравятся ей самой — «у меня ведь их слишком много!». И положила в «подарочную» коробку нового плюшевого Микки-Мауса, в которого накануне с восторгом вцепилась в магазине, когда ей предложили выбрать себе подарок. Она, оказывается, давно о нем мечтала и еще даже не успела с ним поиграть!
Мы одобрили такой порыв, но, зная, что ребенок у нас может многое сделать «под настроение», предупредили: «Ты должна быть уверена, что не станешь потом об этом жалеть, иначе пользы для души не будет». Но Люся уже ходит в воскресную школу и со знанием дела заявляет: «А нам сказали, что Господь за каждое доброе дело воздаст десятикратно!»
Такое богословие меня несколько пугает… Пытаюсь объяснить: пусть она не думает, нового такого же мышонка мы ей не купим, отдаст — значит, насовсем. И про десятикратное воздаяние нельзя так буквально понимать… Господь воздаст духовными благами, которые, конечно же, намного более ценны, чем материальные, но если человек еще не готов это осознать, может быть искушение… И вообще, если дарить подарки в расчете на немедленную компенсацию, да еще с процентами, — это получается не от сердца, а ради корысти, и Господь вряд ли оценит такое «доброе дело».
Мы, конечно, боялись, что, не получив за свою жертву тут же десятикратного воздаяния, ребенок может потерять веру. Но и пресекать доброе начинание тоже не хотелось. Как быть?
Еще раз уточняю: «Ты уверена, что не пожалеешь, даже если ничего не получишь взамен?» «Уверена! — отвечает Люся. — Ведь у меня все равно еще много игрушек, а у кого-то, может, вообще нет… И у него будет одна, зато самая лучшая!»
Мы очень растроганы таким объяснением и упаковываем мышонка в блестящую бумагу. Затем со всем этим добром отправляемся на детский праздник, где среди прочих присутствует группа детей из детского дома. С разрешения воспитателя мы раздаем им игрушки. Причем игрушек оказывается больше, чем детей в группе. И тогда мы начинаем высматривать в толпе бедно одетых детишек (билеты на праздник бесплатные, «конфетных подарков» там не дают, поэтому много детей из малоимущих семей).
«Самая лучшая» мышка достается девочке лет четырех в вылинявшей курточке. Бабушка девочки сначала смущается и не хочет принимать подарок, но Люся с присущим ей юмором заявляет, что она «не может держать дома столько животных» и вынуждена отдать эту мышь «в хорошие руки». Бабушка смеется и соглашается взять игрушку, к полному восторгу внучки.
Возвращаемся в приподнятом настроении. Я успокаиваюсь: воздаяние явно получено! Это радость от возможности принести радость другому. Я больше не боюсь, что дочка пожалеет об отданных игрушках.
Вечером к нам приходят гости… И вдруг Люся, захлебываясь смехом, летит ко мне из прихожей:
— Смотри, смотри! Господь мне воздал ДЕСЯТИКРАТНО!
Нет, я, конечно, понимаю — нет ничего сверхъестественного в том, что наши друзья подарили ей точно такого же плюшевого мыша — игрушка модная, их во всех магазинах полно… Но он В ДЕСЯТЬ РАЗ БОЛЬШЕ! Почти с нее ростом…
Потом мы ради интереса посмотрели в магазине — цена такой огромной игрушки отличалась ровно на один нолик… Действительно ДЕСЯТИКРАТНОЕ воздаяние! В прямом смысле!
Вот тогда я понял, что Господь не просто каждому воздает по искренности его сердца, но и каждому — на уровне его понимания.
Ну, трудно было понять пятилетнему ребенку всю эту мою философию про духовные блага… Вот и дано ей было в том виде, в котором понятно! А заодно и мне был урок, чтобы не сомневался в мудрости и силе Господней.
Примечательно, что через много лет история повторилась… Люсе было уже семнадцать, и она собиралась ехать отдыхать к родственникам после успешной сдачи выпускных экзаменов и поступления в университет. Поездка была как бы поощрением за ее победу (она проболела почти весь выпускной класс, и экзамены дались очень нелегко). Люся долго ждала этой поездки в места, связанные для нее с лучшими воспоминаниями раннего детства. Но в последний момент она настояла, чтобы деньги, отложенные на билеты, отдали на лечение раковой больной. «Я просто не смогу спокойно отдыхать и веселиться, зная, что у Вики умирает мама и я могла ей помочь и не сделала этого».
Женщине сделали операцию и спасли жизнь. А через месяц после этой истории моя мама (про сорвавшуюся поездку и отданные деньги мы ей ничего не говорили, так как знали, что она не одобрила бы такой поступок) сказала, что хочет сделать внучке подарок на совершеннолетие — довольно крупную сумму денег.
В общем, к родственникам Люся все же поехала, и не с пустыми руками! Причем, как оказалось, в более удобное для них время, да и погода установилась в августе намного приятнее, чем была в конце июня. И те самые яблочки, запах которых был для нее запахом детства и бабушкиного сада, как раз поспели… Ей дали целый мешок этих яблок, и их аромат еще долго наполнял всю квартиру ощущением чуда".
Из книги священника Константина Пархоменко «О чудесах в Библии и нашей жизни», вышедшей в издательстве «Никея».