Становиться восприемником духовно опасно
Быть крестным настолько почетно, что отказаться от такого приглашения никому и в голову не придет. Но когда таинство совершилось, традиции соблюдены, крестик и серебряная ложечка подарены – что дальше? Зачастую все расходятся жить каждый своей жизнью, забывая о том, что восприемник взял на себя ответственность перед Богом за вечную жизнь другого человека. Почему быть крестным опасно и почему иногда лучше вообще им не быть – рассуждает наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона (Черепанов).
– Владыка, приближается день рождения моего крестника, и, собираясь в гости, переживаю, что очень редко его вижу и никогда не вожу к причастию. Чувствую свою ответственность и вину, но не могу понять, за что именно я отвечаю и в чем конкретно виновата.
– Это как раз тот случай, когда важен не результат, а процесс. Господь каждого человека ведет Своим промыслом, и только Бог знает, спасется ли душа крестника. Но на Страшном суде Он спросит крестного, что тот сделал для того, чтобы эта душа спаслась, и какие усилия приложил, чтобы ребенок стал православным христианином и наследовал Жизнь Вечную.
Ну и, кроме того, нужно понимать, что функция восприемника не заключается в том, чтобы водить на причастие.
– А в чем тогда? Роль крестных сейчас настолько размыта, что вообще непонятно, что они должны делать.
– Очень интересный вопрос. В моей практике был случай, когда молодые родители обратились с просьбой крестить их ребенка. Перед ними стояла проблема: ни один из родственников или знакомых не подходил на роль восприемника. «Мы сейчас сами воцерковляемся, пытаемся жить по-православному, – объяснили они. – Зная, каковы обязанности восприемников, мы понимаем, что нет того, кто мог бы взять на себя эти функции. Все наши друзья, родственники – добрые и хорошие люди, но никто из них не живет церковной жизнью».
Родители понимали, что если возьмут крестных «для галочки», это будет профанацией таинства. И в данном случае я посчитал необходимым крестить ребенка без восприемников.
Мы знаем, что младенцев крестят по вере тех, кто приносит их ко крещению. Как правило, приносят родители, и воспитание в православии, во всяком случае, «основной контент», дети получают тоже в семье. Восприемник же принимает участие в жизни крестника крайне редко.
Единственный известный мне случай – с одним из братии нашего монастыря. В период воцерковления ему очень помогала крестная, верующая женщина. Она реально потрудилась, чтобы он ступил на путь ко Христу, и действительно полностью выполнила те функции, которые должен нести восприемник. Но это, повторюсь, единственная подобная история.
Но, конечно же, лучше придерживаться практики, которая веками существует в Православной Церкви: когда при крещении восприемник или восприемница берут на себя перед Господом ответственность за то, что ребенок вырастет православным христианином.
– Что конкретно крестным родителям нужно для этого делать?
– По уставу Православной Церкви, по древней традиции, мальчику дается восприемник, девочке – восприемница. Сейчас, как правило, у каждого ребенка крестных двое. А в некоторых регионах бывает и по несколько пар крестных. Но это уже является человеческим привношением – люди просто хотят породниться с семьей крещаемого младенца. Ничего общего с православной христианской традицией это не имеет, и никак с духовной точки зрения не обусловлено.
Вообще, на мой взгляд, институт восприемничества в наше время глубоко и серьезно профанирован отношением к обязанностям крестных родителей. Во многом вина за это лежит и на нас, на духовенстве. Мы не уделяем должного внимания работе с людьми, которые приходят в храм с желанием окрестить ребенка.
Кстати, в нашем Ионинском монастыре и в скиту в селе Нещеров под Киевом беседа с родителями и восприемниками проводится обязательно. В Нещерове даже по несколько бесед – и с венчаемыми, и с крещаемыми, и ни покреститься, ни повенчаться нельзя, пока люди не прослушают весь курс.
Некоторые священники говорят: «Да что курсы! Они только отталкивают, люди разворачиваются и идут крестить в храм, где на это никто не обращает внимания».
Ничего подобного. Как показывает опыт, крестятся и венчаются очень даже охотно и знакомым советуют – мол, в таком-то храме серьезно относятся к таинству, идите и вы крестите там.
Вина духовенства, что оно не работает с паствой в этом направлении, не объясняет задачи восприемников, не предостерегает от поспешного согласия ступать на такой духовно опасный путь. Я действительно считаю, что становиться восприемником духовно опасно.
– Можете пояснить, почему?
– Есть несколько аспектов. В идеале родители, которые сами живут церковной жизнью, приглашают православного человека крестить их детей. В этом случае, конечно, отказываться вряд ли стоит. Да, это ответственность, но риск недоброго ответа на страшном судищи Христовом существенно уменьшается. Отец с матерью сами занимаются воспитанием, а крестный лишь помогает – дарит духовную литературу, ездит вместе в паломничества.
Но когда православного человека приглашают быть восприемником нецерковные люди, я всегда прошу очень и очень хорошо подумать. Насколько близка вам эта семья, насколько родители лояльны к христианству, готовы ли они давать возможность реально участвовать в воспитании их ребенка? В большинстве случаев выясняется, что не готовы: «Ну, вы покрестите, а там посмотрим…»
Поэтому нужно как следует всё взвесить – ведь это большая ответственность, вы поручаетесь перед Богом за этого младенца.
Если по малодушию, или по неразумию, или по какой-либо иной причине – возможно, из любви к этой семье – человек согласился стать крестным, а ему затем говорят: «Спасибо, ваших советов нам не надо, мы сами воспитаем своего ребенка в тех традициях, которые считаем нужными», в таком случае задача восприемника – денно и нощно, насколько по силам, молиться за крестника. Поминать на утренних и вечерних молитвах, подавать записки на Литургию. Стараться восполнять отсутствие общения физического общением молитвенным.
– Многие стесняются «грузить» разговорами о религии и вере или не имеют опыта общения с ребенком на такие темы…
– Если всё так сложно, не надо соглашаться быть крестными у нецерковных родителей.
Назвался груздем – полезай в кузов. Старайтесь теперь, ищите слова. Перед этим обязательно помолитесь. По благодати Божьей, по Его вразумлению, придет понимание, как достучаться до ребенка. К делу нужно приступать только с молитвой, попросив у Господа помощи.
– Для чего вообще приглашать восприемников, если родители ребенка – верующие люди и сами намереваются растить младенца в православной вере?
– Восприемник нужен. Мы знаем слова Христа: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них». Чем больше людей станут молиться о ребенке, чтобы наследовал он Царствие Божье, тем лучше. Лишний молитвенник, что называется, не помешает.
И в будущем, особенно в переходном возрасте, когда мнение постороннего человека для подростка зачастую более важно, чем родительское, восприемнику легче будет говорить с крестником о вере, о духовной жизни. Он сможет помочь ребенку удержаться в церковной ограде, когда у того будет соблазн ее оставить.
Еще и поэтому важно взять в восприемники человека единодушного и стремящегося к жизни во Христе.